Главная
Материалы
Технологии
Оборудование
Строительство
Ремонт

ЦВЕТ В ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ

ЗАПАДА И ВОСТОКА, СЕВЕРА И ЮГА

 

Индейцы Америки и племена Южной Африки использовали раскраску своих лиц и тел как своеобразное письмо, обращенное к противнику, "ставшему на тропу войны". А во время обрядов в племени красочный рисунок на коже выражал радость, скорбь или гнев.

Передача информации с помощью цвета основана на возникающих ассоциациях, имеющих несколько слоев: общие природные, более поздние слои - влияние культурных традиций народа, к которому принадлежит человек, а затем уже цветовые ассоциаций личных переживаний и впечатлений. Такой вот сложный ассоциативный пласт стоит за восприятием цветовых сочетаний.

Общие природные цветовые ассоциации, пожалуй, одинаковые или во многом похожие для людей разных народов и рас. Синий - цвет неба, желтый - солнца, а красный - цвет пламени.

А вот насыщенность цвета неба, яркость солнца, зелень травы и деревьев, цвет воды и почвы несколько варьируются в зависимости от климатических зон. И от того, какие природные особенности, какие краски окружают человека на его родине, зависит, в определенной мере, и цветовое пристрастие человека. Цветовое окружение,одна из харакрерных черт климата, влияет и на темперамент человека, так как обилие ярких красок стимулирует эмоции, обостряет чувства. Тут и вступает в силу "память предков", на уровне подсознаяния мы любим и выбираем то, что традиционно определяется национальными особенностями.

Динамизм нашей современной жизни, высокий уровень культуры больших слоев населения, развитие средств массовой информации, туризм и миграционные процессы нивелируют национальные особенности. И сейчас по одежде человека, его цветовым пристрастиям бывает очень трудно определить в какой части света он живет.

Но культурные традиции все еще имеют большое значение в укладе жизни людей, а они, в свою очередь, зависят от географического положения страны. У народов северных широт - большую часть года зима с белым снегом, а лето короткое и блеклое. В холодных странах Скандинавии защищенность дома и уют в нем стали почти культом. Именно пристальное внимание к меблировке и комфорту в доме и породило в начале XX века бурное развитие своеобразного скандинавского мебельного дизайна.

 

 

Цветовая палитра северных широт достаточно скудная: темный цвет хвои, серые камни, серое море, серо-голубое небо, луговые цветы нежных бледных оттенков. Поэтому северяне, как правило, отдают предпочтение спокойным тонам. В интерьерах их домов мало пестроты, светлые стены, много натурального светлого дерева, цвета приближены к природным, все добротно и удобно. С другой стороны, отсутствие натуральных ярких красок в природе рождает желание немного "расцветить" свой мир. В одежде шведов, например, нутуральные цвета тканей (белые, цвета льна, приглушенно-зеленые, синие) дополняются красным. А в спокойном колорите интерьеров часто присутствуют яркие праздничные пятна.

 

 

Англичане, живущие тоже в довольно скудной на яркие краски природной среде, придумали способ расцвечивать свою жизнь, привнося цветочные мотивы в интерьеры. Светлые шторы с крупными яркими букетами закрывают туман и мелкий дождик за окном, а диван с красными розами, напоминает ухоженный цветник. А шотландцы яркой клеткой своих юбок обозначают принадлежность к определенному роду, за каждым из которых с древности строго закреплены свои цвета.

 

 

Блеклый, морозный или туманный север и, как антипод ему не только географический, но и живописный - юг.

Марокко - древний Танжер - с его яркой экзотичностью: слепящим солнцем, синим морем, белым песком пляжей. Скалы, живописные бухты, старинные минареты, зелень садов и сочная спелость плодов, впитавших южное солнце.

Искусство этого края характеризует ярко выраженная декоративность. В средние века здесь возник орнамент -"музыка для глаз"- арабеска. Узор состоит из переплетения стилизованных растительных мотивов и геометрических фигур. Большие площади стен минаретов и жилых домов покрывались сплошным ковром узоров в характерной для мусульманства сине-зеленой гамме.

Марокканский стиль - это буйство ярких красок: всевозможных оттенков красного от терракотово-красного и малинового до лилово-красного и бордо. Самые невероятные сочетания красок в интерьере возможно в марокканском стиле: лиловое с зеленым и фиолетовым, синее с сиреневым и приглушенно-оранжевым. И все это еще покрыто пестрым цветным узором. Этот край, рождающий поистине красочный карнавал очень любил Матисс - непревзойденный художник сочного цвета.

На цветовое предпочтение жителей Западной Европы большое влияние оказала живопись, родившаяся из церковной иконописии, которая, в свою очередь имела византийские корни. Типичные цвета ранневизантийской церковной живописи, определялись установленными канонами и состояли из: синих, золотых, белых, оранжевых и зеленых тонов. Во времена Возрождения краски становятся более сочными: Богоматерь одета в синий, символизирующий небо, плащ с золотым подбоем и темно-красное платье, говорящее о ее безмерной материнской любви. А белое одеяние Христа означало чистоту его помыслов, безгреховность. Позже в христианской иконописи появятся фиолетовые краски - символ страдания ("страстей господних").

По колориту церковной и светской живописи Европы можно определить и периоды социальных потрясений или ужесточение диктата церкви. Так во времена Инквизиции в Испании с мертвенным унынием жизни, краски полотен Эль Греко темные, напряженные. Даже использование художником ярких красок в неожиданных сочетаниях (желтых или ярко-розовых по красному, желтых по зеленому) создает ощущение беспокойной борьбы противостоящих цветов.

Позже, когда живопись в Европе перестала быть достоянием церкви, начался период ее бурного развития. Поистине бесценен вклад европейского искусства в мировую культуру. Талантливые художники разных поколений, национальностей и направлений в живописи от французских импрессионистов до русских передвижников оставили миру произведения тонкого и сложного колорита, цвет в их произведениях живет, светится и удивляет.

 

Очень своеобразный, почти философский смысл цвету придается на Востоке. Если в христианской Европе белый - символ чистоты и света, то в Китае он символизирует смерть. А Просветление, достижение определенного духовного совершенства, у буддийских монахов связано с оранжевым цветом, считается, что это смесь желтого солнца и красного огня.

В древней Японии цвет играл роль точного информационного посыла. И сейчас в известном театре Кабуки цвет играет роль текста, например, если голова героя повязана сиреневой повязкой - значит он смертельно ранен. А большое количество определенного цвета в костюме героя говорит о чертах его характера: лживости, коварстве или добродетели.

 

 

Насколько бедна была бы наша жизнь без ярких красок природы или творений человека, независимо от того, в какой части планеты мы живем. Цвет несет нам радость и печаль, будоражит и успокаивает, лечит и предупреждает об опасности.






© Copyright 2009. При копировании информации ссылка на сайт обязательна.