Главная
Материалы
Технологии
Оборудование
Строительство
Ремонт

ДВОРЦЫ. ИНТЕРЬЕРЫ XV - XVII вв

 

Три века в истории Европы были важным периодом для развития архитектурных стилей эпохи. Одновременно в разных странах континента сосуществовали несколько архитектурных направлений: если на "севере" - во Франции и Англии, Нидерландах в начале XV столетия еще господствовала готика с ее устремленными вверх линиями, то на юге - в Италии начинается раннее Возрождение и архитектура возвращается к античным образцам.

 

XVI век - период расцвета Возрождения в Италии, а севернее, в странах континентальной Европы, влияние Ренессанса на архитектуру и декор только начинается. Век спустя в Италии уже господствует стиль барокко, во Франции и в Англии в это время зарождается классицизм, а в Нидерландах устанавливается своеобразное смешение классицизма с готическим стилем. В Испанской архитектуре того же периода помимо готики, велико влияние мавританского стиля, проявляющегося в тщательной мелкой и тонкой каменной резьбе используемой в декоре и напоминающей ювелирное искусство. Сплошная орнаментация больших усчастков стен - тоже отзвук мавританских художественных традиций в архитектуре дворцов Испании.

 

 

Своеобразие дворцовой архитектуры и декора внутренних помещений прослеживается даже внутри одной страны. В Италии, например, венецианский стиль, несмотря на общие черты архитектуры Ренессанса, существенно отличается от оформления дворцов во Флоренции. В Венеции, расположенной на островах и обладавшей мощным флотом, дворцы не имели крепостного характера, здесь развивался своеобразный открытый тип городского дворца, фасад которого украшался галереями.

 

 

Типичным примером дворцовой архитектуры раннего Возрождения служит флорентийский дворец Медичи. Своим обликом он еще напоминает средневековые феодальные дворцы-крепости, почти замкнут и жизнь в нем протекает преимущественно во внутреннем дворе и прилегающих помещениях. Внешний облик дворца строгий и величественный контрастирует с красотой и пышностью его интерьеров. Так же как и дворцы средневековья, он снаружи имеет суровый характер: тяжелый нижний этаж с квадратными, вроде бойниц, отверстиями вместо окон. Крепостной характер дворца объясняется тем, что он должен был служить защитой в неспокойное время народных волнений, а также внушать мысль о могуществе властителя Флоренции - Медичи. В интерьерах же дворца нет и признаков средневековой суровости. Его большой внутреннй двор окружен прекрасными арками и выглядит скорее как парадный зал под открытым небом. В первом этаже размещалась охрана, кладовые и конюшни. Второй этаж был занят парадными помещениями - обширным главным залом с богатой лепниной на потолке, гостиными, апартаментами владельца. Третий этаж предназначался для слуг.

 

Интерьер парадных помещений дворца декорирован скульптурами, стены украшены медальонами, воспроизводящими античные камеи и прорезаны двойными арочными окнами. В декоре стен используется имитация колонн. Галереи первого и третьего этажей открываются во двор и сад. На улицу выходит открытая лоджия первого этажа, где устраивались торжественные обеды, служившие зрелищем для фпорентийцев, назвавших это место "Углом Медичи". Со стороны улицы на высоте второго этажа красуется герб Медичи.

План дворца, украшение его фасада и композиция двора в течение целого столетия служили прототипами многих флорентийских дворцов.

 

 

Новая линия развития зодчества эпохи Возрождения, ведущая к барокко, наиболее ярко выражена в деятельности Микелянджело, создавшего росписи Сикстинской капеллы и ряд скульптурных и архитекрурных произведений. Он сделал в стене вертикальные выемки, чтобы углубить колонны, причудливо изогнул ступени, которые как бы ниспадают сверху. Стена теряет у Микелянджело свою обычную плоскостность: она то выступает, то отходит назад, поворачивается и изгибается. Его архитектурные формы пластичны, как и его скульптурные работы, так родился в архитектуре и декоре стиль барокко. Для него характерна пышность, декоративность, пластичность деталей и отделки. Были созданы овальные в плане здания.

 

 

Примером дворца в стиле барокко служит замок Фарнезе в окрестностях Рима. Дворец соединен с расположенным на склоне горы парком при помощи системы изгибающихся лестниц ( с тех пор это стало характерно для римских дворцов). Парк наполнен статуями среди зелени. Внутреннее пространство замка имеет пятиугольную форму, в центре расположен круглый внутренний двор, выложенный художественной мозаикой. Этажи здания связываются прекрасными по отделке винтовыми лестницами, марши которых поддерживают колонны.

В XV веке в странах Европы еще господствовала готика с ее вертикальными и острыми силуэтами. Высокие башни, островерхие крыши с тянушимися вверх дымовыми трубами, винтовые лестницы, арки и своды с острыми гранями и углами. В декоре интерьеров дворцов - узкие стрельчатые окна, цветные витражи, каменная резьба. Центром замков были каминные залы, стены которых украшали военные и охотничьи трофеи, доспехи, оружие и гобелены. Отделка камина состояля из ажурной балюстрады, с арками и каменного готического кружева.

 

 

Отголоски готики присутствуют во дворце Тюильри в Париже. Здесь еще есть готические башенки и высокие крыши, но сама архитектура и внутренняя отделка дворца разработана уже в стройных, симметричных классических формах.

В XVII веке в Европе утвердился классицизм. Французский классицизм отличался сочетанием традиционной для этого стиля стройной и симметричной общей композицией со стремлением к импозантности и внешнему блеску интерьеров. Дворцы того периода отличались парадной торжественностью и грандиозностью дворцовых залов и анфилад, садово-парковых ансамблей.

Все это присуще дворцу в Версале. Фасад дворца выдержан в парадной, академической классике, имеет 3 этажа, украшен высокими окнами, полуколоннами и скульптурой. Ею увенчивается и балюстрада по периметру крыши.

 

Роскошные парадные помещения: Зеркальная галерея, и парадные залы, образуют сквозную анфиладу. Интерьеры украшены мрамором, позолоченной деревянной резьбой и лепниной, чеканной бронзой, живописными панно и гобеленами, Мраморные лестницы, позолоченные канделябры, зеркала, обитая шелком и бархатом мебель из дерева ценных пород - все это пышные и торжественные интерьеры Версаля.

 

 

Версаль послужил образцом для подражания, оказав влияние на ряд европейских дворцовых резиденций.






© Copyright 2009. При копировании информации ссылка на сайт обязательна.