Главная
Материалы
Технологии
Оборудование
Строительство
Ремонт

ИНТЕРЬЕРЫ. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. РАСЦВЕТ.

 

Эпоха Возрождения - эпоха перехода средневековой Европы от феодализма к капитализму, положила начало новому этапу в истории мировой культуры. В этот период зародилась современная наука, были сделаны великие географические открытия Колумба и Магеллана. Это эпоха великих мастеров: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Боттичелли, Тициана.

 

Сам термин "Возрождение" (Ринашименто - на итальянском, Ренессанс - на французском языке) появился в XVI в. в Италии и описывал эту эпоху как время возрождения искусства после средневековья, считавшегося временем полного упадка. В основе формирования культуры Возрождения лежало возвращение к великому наследию античности.

Своего расцвета культура Ренессанса достигла в Италии, чья земля была насыщенна величавыми останками античной архитектуры и искусства. Но, в отличие от античной Греции, где условия быта и жизни человека считались недостойными большого искусства, в эпоху Возрождения в произведениях живописи и скульптуры утверждалась красота земной жизни и быта того времени.

 

 

Архитектура тоже становится праздничной, жизнерадостной. Строятся красивейшие дворцы - палаццо, определившие облик ренессансного города. В композиции дворца важное значение приобретает внутренний тенистый двор, связанный с улицей сводчатым проездом, по периметру двор окружен галереями, ажурной формы лоджиями. Палаццо украшала лепнина, ниши со скульптурой, богато обрамленные окна в резных рамах.

 

 

Замечательна и отделка интерьеров дворцов: тонкая орнаментальная резьба по камню и дереву, многоцветная роспись. Стены украшались фресками, разноцветным мрамором. Цветной мраморной плиткой, выкладывались и сложные рисунки на полу.

Загородные дворцовые резиденции богатых вельмож строились в окружении специально спроектированных парков. Украшались они анфиладами "висячих садов", под сводами которых таились гроты и водоемы.

Поражает великолепием архитектура дворцов Венеции того времени, отличавшаяся необычайной живописностью, богатым декором, применением дорогих отделочных материалов (мрамор, смальта позолота). Здания строились из кирпича и облицовывались дорогим камнем, обычно разноцветным мрамором, привозимым морскими путями. Здесь, где ценилась каждая пядь земли продумана отделка каждого камня: сходы тротуаров к воде, цветные мраморные ступени, бесчисленные мостики через каналы.

 

Своеобразием архитектуры жилых домов Венеции являлось малое пространство: дома строились на сваях, вплотную друг к другу, имели несколько этажей. Такой дом состоял из нескольких квартир, каждая из которых обычно располагалась на двух этажах: на первом - кухня, кладовая и столовая, на втором - две-три жилые комнаты. На первом этаже дома часто располагались торговые лавки.

 

 

Эпоха Возрождения была временем расцвета прикладного искусства. Шедевры живописи и скульптуры, созданные в этот период, не могли не повлиять на предметы прикладного искусства. Праздничность утвари, мебели, одежды, живопись в декоре интерьеров - все это характерно для Высокого Возрождения. Пример такого рода - лоджии Рафаэля, украшенные сюжетными изображениями и прекрасными арабесками.

 

Мебель украшалась деревянной резьбой и живописными панелями. В ее отделке использовалось и золочение. Основным предметом мебели был кассоне - хозяйственный ларь, украшавшийся инкрустацией из разных пород дерева, росписью и позолотой. Сложной резьбой мастера краснодеревщики декорировали столы и стулья, рамы для зеркал и картин. Шкафы покрывались рельефом, копировавшим архитектуру и скульптуру того времени.

Самым распространенным видом прикладного искусства в Италии эпохи Возрождения была майолика - керамика выполненная в специальной технике. Майоликовая посуда отличалась живописным декором: медальоны с портретами, сюжетные композиции, геральдические знаки. Нередко обычное блюдо просто превращалось в картину.

В это время в Италии начинается фарфоровый бум. Первый сосуд из фарфора привез в Европу Марко Поло и с тех пор итальянцы долго и безуспешно пытались подобрать рецептуру его изготовления. Пока, наконец не открыли секрет восточного фарфора.

Возрождение коснулось всех видов искусства, все известные к этому времени материалы в руках мастеров получают второе рождение. Искусство мастеров по металлу - бронзолитейщиков и ювелиров также достигает в эту эпоху больших высот. Их чаши, канделябры и водолеи перекликаются с архитектурными произведениями, напоминая иногда фасады зданий того времени и по их примеру украшаются куполами и колоннами.

Декоративные ткани в Италии производились на Сицилии и в Венеции. Итальянское шелкоткачество считалось лучшим в Европе. Тончайшие ткани с растительным рисунком, сочные цвета бархата - все это украшало внутреннее убранство дворцов знати и богатых купцов.

Находилось под сильным воздействием живописи и производство шпалер, нередко известные художники создавали эскизы гобеленов. Для усовершенствования производства на фабрики приглашали фламандских ткачей. Сюжетные композиции, занимающие центр шпалер обрамлялись каймой, составленной из декоративных элементов - ваз и цветов.

Есть одна область прикладного искусства, где Италия в эпоху Возрождения создала непревзойденные образцы - это венецианское стекло. В Венеции производство стекла было вынесено на остров в лагуне, из-за частых пожаров на фабрике. Но производство изолировалось не только из-за пожаров: был издан специальный указ о смертной казни тому, кто выдаст секрет венецианского стекла. Зеркала, сосуды для жидкостей, оконное стекло и великолепное художественное стекло - бокалы, вазы, фляги, праздничные кубки - все было превосходного качества. Крупные чаши и дорожные фляги из молочно-белого стекла украшались эмалевыми красками и медальонами, изделия из цветного стекла подражали нефриту, сердолику, малахиту, тончайшее прозрачное стекло с золотыми нитями или фантастическими фигурами внутри - для мастеров Венеции невозможного не было. Вывоз изделий из венецианского стекла был важнейшей статьей дохода Италии.

Искусство в ренессансной Италии охватывало самые разнообразные стороны жизни. Главенствующая роль была за высоким искусством, и архитектурные ансамбли, монументы, фрески в интерьерах общественных зданий и соборов определяли и высокие художественные качества мебели, тканей, бытовой посуды. Это можно сказать не только о предметах интерьера во дворцах вельмож, но и об утвари и предметах быта простых горожан.

 






© Copyright 2009. При копировании информации ссылка на сайт обязательна.