Главная
Материалы
Технологии
Оборудование
Строительство
Ремонт

ДОМА, ГОЛЛАНДИЯ: КРАСОТА И УЮТ

 

В средние века Нидерланды охватывали территорию теперешних Бельгии, Нидерландов (Голландии) и Люксембурга. С начала XVI века государство находилось под властью Испании. Это, прежде всего, отразилось на городской архитектуре: дома испанской знати, ратуши, биржи, соборы - все носило черты готического стиля с вытянутыми вверх окнами и высокими шпилями крыш.

Первая в Европе буржуазная революция разделила единое государство на Северные (во главе с Голландией) и Южные Нидерланды (Бельгию). При этом Северные Нидерланды стали самостоятельным государством, а Южные остались под властью Испании.

 

 

В Бельгийской архитектуре тогда же начинается период барокко, особенно в строительстве иезуитских церквей: их пышное великолепие должно было убедить провинцию в могуществе Испанского королевства и католической церкви. А толчком в развитии архитектуры жилых зданий послужило издание Рубенсом зарисовок "Дворцы Генуи", сделанных им в Северной Италии. Городские дома бельгийской знати после этого тоже получили пышное барочное "одеяние" в виде резных белокаменных накладок и вычурных линий отделки фасада.

Независимые Северные Нидерланды становятся к XVII веку центром мировой торговли. А голландские мореплаватели - первыми в Европе поставщиками восточных диковин. Восточные шерстяные ковры, шелковые ткани и бронза - все это впервые появляется у голландских купцов.

И модный с начала века среди европейской знати тонкий китайский фарфор тоже появился сначала в Голландии. Но во второй половине столетия объемов ввозимого фарфора стало не хватать и тогда в голландских городах возникает собственный промысел: производство керамической глазурованной посуды. Это были первые попытки воспроизвести, хотя бы и в более грубом материале, посуду из фарфора китайского.

Но промысел, появившийся как попытка скопировать восточную экзотику, скоро создает неповторимые изделия. С тех пор дельфтский и роттердамский фаянс становится "фирменным стилем" голландского интерьера. Помимо традиционной бело-голубой разнообразной посуды, украшавшей дома, голландские мастера создают впервые облицовочную плитку для очагов, печей и стен. Плитка была разных видов: с геометрическим узором, с клеймами и объемным рисунком, а из отдельных плиток собиралось на стене или вокруг печи целое сюжетное полотно.

В это же время голландские мастера пытаются воспроизвести и ставшие популярными в Европе восточные шерстяные ковры, купить которые мог себе позволить не каждый даже достаточно богатый дворянин. Создаются мануфактуры, на которых ткут гобелены. Вначале простое копирование приемов и рисунков восточного ковроткачества приводит затем к созданию новых своеобразных технологий и рисунков, воспроизводящих библейские сюжеты и бытовые сценки. Эти "картины" из шерсти, шелка, золотых и серебряных нитей по тонкости исполнения и художественному вкусу не уступали дорогим восточным коврам.

С развитием мануфактур в крупных городах бурно развивается строительство жилых и торговых зданий. Следуя национальным традициям, уходящим корнями в готическое прошлое, в строительстве городских домов голландцы применяют кирпич с отделкой из белого камня. Причем декор из белокаменных фрагментов минимален. Из-за дороговизны земли в городах, типовым становится "трехоконный" жилой дом, на узком фасаде которого близко посажены друг к другу три высоких и узких окна. Украшением фасада являлся декоративный балкончик и небольшое количество резных белокаменных гирлянд.

В то же время, в небольших провинциальных городках архитектура жилых домов сохраняла еще средневековые формы, когда традиционным жильем в Нидерландах были фахверковые дома. Стойки и ригели фахверка, почерневших от времени деревянных балок, декоративно украшают и поддерживают беленые оштукатуренные фасады домов. На фоне зелени садов и равнинных голландских пейзажей такие дома очень живописны, как прославленные на весь мир картины голландских художников.

 

 

Внутреннее убранство дома не менее красиво. Сквозь классические голландские окна "на девять стекол" с перегородками, делящими окно на квадратики, видна зелень сада. Шторы в мелкую клетку не препятствуют проникновению солнечного света. Преобладающие цвета в интерьере: желтый, синий и немного красного. Стены оттенка светлой охры, или бледно-синего цвета, натуральное дерево мебели, ставней и плетеных корзин, медный блеск начищенных кастрюль, чайников и подсвечников. На этом фоне белые кружевные салфетки на полках, бело-голубая посуда и изразцы печей выглядят очень нарядно.

Мебель в старых голландских домах декорирована в "архитектурном стиле", когда во внешнем виде мебели воспроизводился фасад здания. Дверцы посудных шкафов, например, разделенные на квадратики стекол напоминают окна на фасаде дома, а по бокам шкаф украшался резными колоннами и башенками.

 

 

И сейчас, как несколько веков назад, в каждом доме обязательно присутствует голландское изобретение - горка для посуды, на открытых или застекленных полках которой расставлена разнообразная бело-голубая посуда. Деревянные комоды, потемневшие от времени или покрашенные краской, столы, покрытые яркой скатертью, стулья с плетеными сиденьями и простые по форме кресла, обтянутые тканью или кожей органично сочетаются со старой ажурной бронзовой люстрой, домоткаными ковриками и зеркалом в темной деревянной раме.

 

Стены украшают полки и полочки, покрытые кружевными салфетками, уставленные расписными декоративными тарелками или небольшими скульптурами из белого фаянса. Рядом могут висеть охотничьи трофеи или старинные географические карты, традиционно оправленные в черные деревянные рамы: бережное отношение к картам - в генах у потомков отважных мореплавателей.

Особая красота голландского дома в, казалось бы, противоречивых сочетаниях: тонкой росписи печных изразцов и грубости массивного стола крестьянской работы, темного цвета старого дерева полок и белой пене ажурных кружевных салфеток на них, толстой керамической посуды со следами времени и блеска начищенной меди чайников с изящно изогнутыми ручками.

 

 

Голландское жилище, как ни одно из европейских, прославлено благодаря живописи "малых голландцев". Видя красоту в повседневности, в незначительных, на первый взгляд, мелочах быта, голландские художники создали новые жанры живописи - бытовой интерьер и натюрморт. В их картинах уютная и тихая жизнь вещей наполнена особым смыслом и красотой.






© Copyright 2009. При копировании информации ссылка на сайт обязательна.