Главная
Материалы
Технологии
Оборудование
Строительство
Ремонт

МАРОККО: ЭКЛЕКТИКА, ИНТЕРЬЕРЫ

 

Страна-перекресток, расположенная между Африкой и Европой, между Средиземным морем и Атлантическим океаном, - Марокко. А в самом ее "северном" городе, близком к Европе - Танжере - с древности сходятся торговые пути, смешиваются культуры разных народов, их традиции. Этот своеобразный город, не похожий ни на какой другой город мира, любят знаменитости: художники, писатели, модельеры и режиссеры. Здесь они покупают и обустраивают в местном стиле особняки, пишут картины и книги, снимают фильмы.

 

 

За свою долгую историю Танжер был и финикийским, и римским, и португальским городом, а в XVII веке даже принадлежал лично королю Англии. И только в начале века XX западноевропейские державы взяли город под международную юрисдикцию. Тогда же в этот шумный белый город на берегу синего моря потянулись европейские и американские знаменитости. Но даже возврат Танжера в состав Марокко их не отпугнул. Живописная экзотичность этого города нравится многим: он раскинулся на берегу бухты, где скалы перемежаются с песчаными пляжами, а в пышной зелени садов, среди высоких силуэтов старинных мечетей, расположены небольшие старые домики и вновь отстроенные комфортабельные особняки.

В традиционных марокканских интерьерах ощутимо влияние нескольких культурных традиций: прежде всего это берберская и испано-мавританская. Но еще со времен финикийского и римского владычества здесь ощутимо влияние греческих и римских культур. Походы Наполеона и колониальное прошлое Марокко привнесли в интерьеры и французские мотивы. Африканские культуры тоже наложили свой, хотя и слабый, отпечаток. Так на протяжении веков в стране сложилась уникальная культурная среда. А в обстановке жилищ теперь органично сочетаются мавританские сложные орнаменты, дорогие материалы и европейская мебель с грубоватым стилем кочевников-берберов. Эта смесь восточного изящества и первобытной суровости создает особое обаяние, неповторимый колорит.

 

 

Берберский стиль отличается скупостью деталей и декора. Внешне такой дом приземист, имеет толстые стены из глины и щебня с узкими окнами и отвечает основным требованиям берберов: давать кров, сохранять урожай и спасать от врагов. Современный типичный марокканский дом - это тоже приземистая кубовидная постройка с арками в светлых оштукатуренных стенах. Выходящие на улицу, эти стены неприступны и прочны, как в старину, но за ними скрываются внутренние дворики с садами и фонтанами, много открытых веранд, затененных от палящего солнца полупрозрачными навесами из тростника.

Внутри дома стены оштукатурены смесью извести, песка и цемента. На светлом фоне стен темное резное дерево ставней и дверей смотрится изысканным украшением. Искусной резьбой по дереву (ливанский кедр и туя) украшена и мебель: большие и маленькие сундуки - непременные атрибуты дома, спинки кресел и диванов, приземистые шкафы. В небогатых домах резьбу заменяет грубоватая цветная роспись.

 

 

Диваны, диванчики и оттоманки, пуфы и кресла завалены подушками. Они покрыты полотняными чехлами от белого до темно-песочного цвета или тканью с африканскими узорами, а могут быть украшены по углам маленькими кисточками из цветной шерсти. В богатых домах диваны обивают кожей верблюда, а мебель украшают латунными или костяными накладками.

 

Наряду с резной деревянной, очень популярна и кованая мебель. Кованые изголовья, с завитками или выполненные в стиле мусульманских минаретов, украшают кровати на фоне белоснежного белья и подушек. Покрывала ткут из шерсти верблюда бежевого или темно-коричневого цвета.

Кованые стулья, основания столиков, рамы для зеркал, карнизы и полочки на стенах - все это великолепие ажурного металла, слегка несимметрично, но этот признак ручной работы придает изделиям дополнительную красоту.

Светильники из латуни или медного сплава, тоже кованые, покрывают коричневым лаком. А подвесные светильники из резной кожи тонируют хной или соком граната. Приглушенно-коричневые днем, эти светильники при зажженных лампах отбрасывают узорчатые нечеткие тени, накладывая на интерьер дополнительный световой орнамент.

Полы внутренних двориков, бортики фонтанов и ступени украшены яркой глазурованной плиткой, уложенной в виде мозаики, а в комнатах используется керамическая плитка приглушенных тонов: бежевая, песочно-желтая, светло-терракотовая. Поверх плитки в комнатах и крытых внутренних двориках кладутся разноцветные ковры - келимы- из шерсти верблюда. Узоры на коврах, мозаичных плитках и резных панелях мебели чаще в виде геометрического орнамента, реже встречаются растительные мотивы.

 

 

Обилие ниш в стенах домов, часто заменяющих шкафы, и посуда в качестве украшения - еще одна особенность типично марокканских интерьеров. Посуда, как и тысячи лет назад, делается берберскими женщинами по самой примитивной технологии. Тарелки, чашки и вазы изготавливаются без применения гончарного круга. Вылепленная вручную посуда сушится на ярком солнце или у костра, а затем полируется камнем. Такую посуду не принято прятать в шкаф, ее ставят в ниши, развешивают по стенам, а большие вазы, кувшины и чайники ставят на пол. Иногда вазы обтягивают кожей, инкрустируют латунью и костью. Помимо традиционной глиняной, для украшения стен используется и деревянные резные и медные чеканные блюда и тарелки. Их искусственно старят, стенки затемняют по краям.

 

Колорит традиционного марокканского дома, хоть и достаточно яркий, но не пестрый. Сочетание желтых стен, ярко-синего неба и сочной зелени - снаружи дома, а внутри дома цветовая палитра приглушенная, спокойная: белые стены, графичная черная кованая мебель или темная деревянная, ковры в терракотовой гамме. Преобладают оттенки песка, натуральной верблюжьей шерсти, коричневой кожи и темного дерева. На приглушенном фоне особенно изысканно выглядят украшения перегородчатой эмалью, латунные, перламутровые и янтарные инкрустации, покрывающая столешницы мозаика из мелкой плитки или смальты.

 

 

Марокко с его смешением культур и, как следствие, своеобразным смешением стилей дает простор для декораторов, художников и дизайнеров. Приобретая здесь, чаще всего в Танжере, дома и особняки, они декорируют их, смешивая современные европейские и традиционные местные детали интерьера. В результате создается еще один "марокканский" стиль, в котором гармонично переплетаются древние традиции и смелый художественный замысел автора.

В таких домах ковры, вытканные по дизайнерским эскизам с берберским орнаментом, покрывают по-восточному низкие и широкие диваны, на которых лежит множество ярких подушек, не свойственных традиционным марокканским интерьерам цветов, например, сочно-красного цвета. А кресло от Корбюзье в стиле конструктивизма мирно уживается с танжерским светильником из кованого железа, поставленным на пол в виде вазы.

В особняках европейских знаменитостей в Танжере яркая мозаика, покрывающая стены ванной, цветные витражи дверей, японские ткани на фоне сочных бирюзовых или бледно-лиловых стен соседствуют с характерными марокканскими коваными светильниками в виде звезд, кованой мебелью и ткаными коврами. А геометрические орнаменты, модные в Марокко еще с XIII века, украшающие керамику и дерево, сочетаются с комфортной европейской мебелью и современными элементами обстановки.

 

И все это - Марокко, с его неповторимой красотой и обаянием.






© Copyright 2009. При копировании информации ссылка на сайт обязательна.