Главная
Материалы
Технологии
Оборудование
Строительство
Ремонт

КОВЕР: ШКУРЫ, ШЕЛК, ШЕРСТЬ

 

Значение ковра трудно переоценить. Именно ковер способен связать детали интерьера в единое целое или, наоборот, внести в него диссонанс. Ковер подбирают в строгом соответствии с мебельными драпировками, шторами, картинами и общим стилем обстановки. Поэтому ковер, гармонирующий с интерьером - признак хорошего вкуса хозяина.

 

 

 

Хотя прообразом ковра у древних людей и служили звериные шкуры, спасавшие от холода, но родиной его стала жаркая Персия. Самые древние ковры появились там в IV веке до нашей эры, и только много столетий спустя, в результате развития торговли с Востоком, ковры, стоившие баснословно дорого, появились в средневековых замках Европы. Позволить себе такую роскошь могли только очень богатые люди, и тогда на французских и бельгийских мануфактурах начинает развиваться собственное ковроткачество.

С тех пор классический дизайн ковра развивался параллельно в двух направлениях: восточном и европейском.

 

 

Ковроткачество востока довольно долго пребывало в плену мусульманских традиций, накладывавших строгие ограничения на рисунок. Так сформировалась своя система образов в виде символов и деталей орнамента, с помощью которой ковер от его создателя к владельцу передавал информацию. А из украшения ковер становился своеобразным амулетом, охранявшим дом от злых сил.

Традиционными цветами восточного ковра являются цвета власти и достатка - пурпурный и золотой, в сочетании с бархатно-зеленым цветом жизни, и небольшими вкраплениями коричневого и черного. А традиционными рисунками были: медальон в центре с симметричными его повторениями по углам или очерченное бордюром поле, разделенное на квадраты, в каждом из которых располагался не повторяющийся рисунок в виде райских врат или древа жизни.

Только что сотканный ковер кидали под копыта лошадей, его топтали и плясали на нем, пока краски не тускнели и не покрывались благородной сединой. Теперь для этих целей используются машины.

До сих пор иранские ковры ручной работы ценятся во всем мире. В Иране ковры ткут в различных областях страны, сохраняя традиционные, прошедшие сквозь века, технологии ручного ковроткачества. По определенным характерным ообенностям или чертам орнамента, которые используют ткачи каждой области, можно установить "родословную" каждого полотна. Например, модные с начала XX века в Европе ковры из Кермана имеют очень яркий блеск, так как шерсть здешних овец отличается повышенным одержанием жира.

Вообще, персидские ткачи предпочитают использовать шерсть, состриженную с брюха и спины живых овец, считается, что только эта шерсть сохраняет свежесть и блеск. Причем даже на изнаночной стороне рисунок ковра сохраняет яркий цвет и точность узора. Это одна из отличительных особенностей ковра высокого класса: чем четче его обратная сторона, тем выше профессионализм ткача. Подобный эффект достигается за счет очень высокой плотности ковров ручной работы, характерной именно для персидских ковров.

Индийские и пакистанские ковры на первый взгляд напоминают персидские: чуть менее яркий, но похожий рисунок. Те же материалы: шерсть и шелк, но нить более крупная, толще ворс - отсюда и более толстый узел на ковре. Соответственно и ниже цена ковра.

Большим разнообразием форм и размеров отличаются ковры ручной работы из Китая. Выполнены они из шерсти и шелка на хлопковой основе. Характерными для них особенностями является растительный рисунок и рельефная выстрижка поверхности ковра, когда высота ворса на рисунке выше основного ворса полотна.

Самыми дорогими восточными коврами являются по-прежнему персидские ковры. Некоторые российские фирмы при их продаже выдают на каждый ковер специальный заверенный иранским правительством паспорт. В нем указываются точные размеры ковра, его плотность и материалы, из которых он соткан.

Развиваясь с XVII века для уловлетворения вкуса богатой знати, европейское ковроткачество изначально пошло по пути создания ковров с роскошными, "имперскими" рисунками. Тонкие линии, наполненный смыслом орнамент персидских ковров в европейские ткачи заменили на пышные цветочные букеты, династические гербы и массивные бордюры.

В средние века в Европе существовали две школы ковроткачества: бельгийская и французская. До сих пор они сохранили свое лидерство.

Бельгийская школа тяготеет к истокам - воспроизведению старинных образцов ковров. Такие стилизованные изделия старят машинным способом, а в производстве используют природные красители. Другое характерное для бельгийских фирм направление - выпуск коллекционных ковров с рисунками известных художников: Матисса, Пикассо, Кандинского.

Французский имидж ковру еще три столетия назад придумали мастера лионской мануфактуры, поставлявшие свою продукцию в Лувр. И до сих под всемирно известный французский дизайн ковра - крупные цветы, ленты, медальоны и бутоньерки - привлекает почитателей своей изысканностью и шармом. Эти ковры любят роскошные антикварные интерьеры, мебель из натурального дерева с инкрустациями, бронзу и благородный фарфор.

Но сейчас в Европе ковры производятся во многих странах: Германии, Дании, Италии. А в каталогах европейских компаний представлены практически все тенденции моды: минимализм, примитивизм, абстракционизм и этнический стиль.

Максимально разнообразна и цветовая палитра, от модной сейчас гаммы неокрашенной шерсти до насыщенных, сочных оттенков.

Фактура ковров с появлением новых материалов и технологий тоже меняется. Ворс ковра иногда становится похож на шубу, а иногда отсутствует, как, например, в коврах в виде плетеных циновок. Дизайнерские модели могут быть выполнены из полосок замши или толстых ниток, напоминающих макароны. Здесь используются целый арсенал средств: различная высота ворса, вставки из кожи и металла, вышивка шелком.

Что касается материалов, из которых производятся обычно современные ковры, то здесь традиции сохраняются: самые дорогие ковры из шелка, затем в ценовом диапазоне следуют высококачесвенные ковры из шерсти, в которых используется натуральная шерсть новозеландских, тибетских и монгольских овец. Наиболее стойкой и мягкой считают шерсть овец с Тибета, но она и самая дорогая. Шерсть новозеландских коврошерстных овец, весь год пасущихся на зеленых пастбищах, имеет тоже высокое качество - она легкая, пружинистая, элатичная и прочная. Пройдя обработку на пыле-, моле- и влагоустойчивость такая пряжа становится сырьем для ковров высокого качества.

 

 

Современные технологии производства для придания прочности используют натуральный джут или синтетический латекс, в ковровые нити могут быть добавлены новые виды синтетических материалов.

 

 

Большое разнообразие ковров - фактуры и формы, рисунка и расцветки, материалов и цен, наконец - делает выбор ковра сложным, но увлекательным. Подобрать ковер можно для интерьера в любом стиле, главное, положиться на свой вкус или советы дизайнера, и тогда гармонично вписавшись в обстановку, ковер добавит вашему дому тепло и уют, роскошь и шарм.






© Copyright 2009. При копировании информации ссылка на сайт обязательна.